93 просмотров

Клюшников Виктор Петрович

  Клюшников Виктор Петрович (1841- 1892).

klusnikov

КЛЮШНИКОВ, Виктор Петрович [10(22).III.1841, с.Алексиановка Гжатского у. Смоленской губ.— 7(19).XI.1892, Петербург;похоронен в Москве на Даниловском кладбище] — прозаик, журналист. По происхождению дворянин. Учился в 4-й Московской гимназии (окончил в 1857 г. с золотой медалью), затем — на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета (1857—1861)

Кончив курс кандидатом, несколько месяцев прожил в Харьковской губ.(Сумской у.) — в имении дяди, известного в 40 гг. поэта И. П.Клюшникова. Природа, фольклор, бытовой уклад Малороссии и, главное,взволновавшие край политические события, связанные с восстанием в Польше, дали Клюшников богатый материал для его первого произведения — романа «Марево» (Русский вестниКлюшников1864 г, обратившего на себя общее внимание еще до завершения его публикации. Остроактуальная проблематика романа (социально-политическая обстановка в пореформенной России, судьба радикально настроенной молодежи) дала основания многим критикам 60—70 гг. ставить «Марево» в один ряд с крупнейшими произведениями тех лет

«Взбаламученным морем» А. Ф. Писемского, «Некуда» Н. С. Лескова,»Бесами» Ф. М. Достоевского, т. е. с т. н. «антинигилистическими романами», и даже с «Отцами и детьми» И. С. Тургенева,интерпретированными на страницах «Современника» и «Искры» как пародия на молодое поколение. Не усматривая в радикальном движении «ничего, кроме миража, марева» (Скабичевский А. М. Русское недомыслие , Клюшников вместе с тем стремился быть беспристрастным: сочувствуя героям, искренне преданным революции (в отличие от множества коварных и беспринципных нигилистов), и отнюдь не идеализируя людей уходящей николаевской эпохи, он противопоставлял этим общественным силам свой вариант «нового человека»

Владимира Русанова, ищущего «дельной» службы , преданного интересам народа, защитника «русского чувства, заваленного,замусоренного» наносными идеалами . Этот «Дон-Кихот консерватизма», идейно и биографически близкий Клюшникову,при всей расплывчатости высказываний тем не менее вполне определенно тяготел к политической программе М. Н. Каткова, что позволило одному из критиков уподобить Русанова «вешалке, на которой автор развесил просушивать передовые статьи «Московских ведомостей.

КЛЮШНИКОВ, Виктор Петрович действительно был единомышленником Каткова и до конца жизни высоко ценил его «вещий голос». Общественная позиция писателя определила во многом судьбу «Марева»,вызвавшего массу отрицательных отзывов и многие годы упоминавшегося в радикальной и даже либеральной прессе как пример махровой реакционности. Тем не менее роман принес Клюшников громкий успех. Бойкая манера повествования, динамичная, почти детективная интрига, явная ориентация на тургеневские принципы построения характеров, попытка дать летопись интеллектуальной жизни России, связав 60 гг. с эпохой 40 гг.,— все это создало Клюшников репутацию «человека с настоящим талантом», хотя еще и не зрелым «он им орудует, как акробат.Сходную оценку роману дал Тургенев: «…бойко написано и интересно, хотя
немного жидко»

Литературный дебют КЛЮШНИКОВА Виктора Петровича был самой счастливой страницей его творческой биографии. Человек «впечатлительный,
застенчивый, мягкий и даже робкий», после шума вокруг «Марева» он «поспешил зарыться в скромную нору безымянного журнального работника.
В 60 гг. Клюшников много переводил для «Русского вестника» (он в совершенстве владел французским, немецким, английским языками); с 1868 г., переехав в Петербург, участвовал в редактировании журнала «Заря»; в 1876—1878 гг. издавал журнал «Кругозор», позднее —газету «Собеседник»; в 1878—1882 гг. выпускал «Всенаучный энциклопедический слов с 1883 по 1886 г.,ненадолго вернувшись в Москву, заведовал редакцией «Русского вестника».Бесспорная заслуга Клюшников-журналиста перед русским читателем — многолетнее (1870—1875, 1887—1892) редактирование «Нивы», одного из самых популярных изданий конца XIX в., формировавшего вкус массовой аудитории. По свидетельству современника, Клюшников отдавался работе в этом журнале с редким «самозабвением, придирчиво редактировал чужие рукописи, ночами сидел над корректурами.

КЛЮШНИКОВ, Виктор Петрович всегда материально нуждался, и на многих его произведениях (в особенности исторических повестях, написанных в соавторстве с П. Петровым и В. Кельсиевым) лежит отпечаток спешной работы. Обилие мелодраматических сцен, маловероятных, слабо мотивированных событий портит даже лучшие его произведения, хотя искупается нередко талантом бытописателя, черпавшего обычно материал из собственного прошлого. Так, рисуя в романе «Большие корабли» (1866—1867) нравы сенатских чиновников, он опирался на опыт,
приобретенный им в 1862 г., когда около года служил младшим помощником секретаря VIII департамента Сената в Москве.

Детальное знакомство с закулисной жизнью петербургской прессы нашло отражение в рассказе КЛЮШНИКОВА «Пляска смерти» (Русское обозрение.— 1891.— No 12). Не удивительно, что КЛЮШНИКОВУ удавались небольшие произведения — рассказы, очерки, позволявшие ограничиться зарисовкой бытового уклада и привычек представителя
какого-либо сословия. Изредка он выступал с рецензиями и критическими статьями. Однако имя Клюшников еще при его жизни было забыто: «Его литературная карьера была карьера метеора», и после «Марева» он «утонул в пучине безвестности.

Сочинения.: Цыгане, Роман: В 3 ч.— Спб., 1871; Не-Марево, Повесть // Заря.— 1871.— No 2, 4; Большие корабли. Роман: В 3 ч — Спб., 1874.

Исходя из вышеизложенного,говоря современным языком «демократическая общественность» после выхода романа «Марево» заклевала незаурядного писателя.Клюшников видел ,куда приведет увлечение нигилизмом с последующим переходом к восхищению революционерами. Привело,к революции и развалу страны.В обществе было мало сил на которые он опереться.Это привело к тому ,что он отошел от написания новых романов,отражающих его точку зрения на существующий миропорядок Клюшников занялся редакторской деятельностью.Был редактором журнала Нева. Поэтому я счел возможным включить его в число авторов Невы.

с 1876 г. начал издавать еженедельный иллюстрированный журнал «Кругозор». В это время Клюшников и встречается с Достоевским, так как в архиве Достоевского сохранилась записка Клюшникова с предложени­ем билета для постоянного посещения петербур­гского клуба, а писа­тель И.И. Ясинский вспоминает о встрече Клюшникова с Достоевским в редакции «Круго­зора»: «…Вошел в шубе и в шапке невысокого роста человек с лицом мастерового, на что-то обозленного, и, не поздоровавшись, торопливо выкрикнул:

— А я все жду гонорария! А гонорария нет как нет! А гонорарий был обещан сегодня!

Тут из соседней комнаты выюркнул хозяин журнала, Ключников, незрачный человечек, бритый, в очках, худенький и какой-то потер­тый, заискивающе извинился и стал объяснять, почему не послан гонорар <...>.
Человек в шубе сухо рассмеялся и заметил с неудовольствием, что обещанием прислать день­ги его подвели. А Ключников весело сказал, об­ратившись к Майкову: «Аполлон Николаевич, протестую!», — скрылся на минуту и вынес кон­верт с деньгами.

— Вот доказательство, — сказал он. — О не­доразумении я узнал только сейчас вечером, и контора завтра, все равно, доставила бы аванс на дом. Положите же гнев на милость, Федор Ми­хайлович».

marevo
Скачать: Marevo
Скачано: 20, размер: 0, дата: 28.Апр.2017
niva_kl

Журнал Нива

Опубликовано в Авторы Метки: